Дифференциальная диагностика (различие) тахилалии и заикания

Наиболее типичные различия тахилалии и заикания.
Фактор Тахилалия (баттаризм, полтерн) Заикание
Сознание дефекта отсутствует имеется
Речь при напряжении лучше хуже
Привлечение внимания улучшает речь ухудшает
к речи
Речь, требующая кон- речь лучше хуже
кретных точных ответов
Чтение хорошо хуже лучше
знакомого текста
Чтение незнакомого лучше хуже
текста
Письмо торопливое, сжатое, напряженное,
повторяющееся, с заторможенное
неясным почерком
Отношение к безразличное, боязливое
собственной речи небрежное
Психологические отставленные опережающие
переживания
Академические не достигают хорошие и высокие
способности возможного уровня, многое зависит от
хотя хорошие и высокие отношений с
преподавателями
Электроэнцефало- дизритмия чаще норма
грамма
Эффект Ли ухудшение речи улучшение речи
Аминазин улучшение ухудшение
Психометрические ухудшение улучшение
средства
Желание лечиться очень небольшое или большое
отсутствует
Цель терапии направить внимание на отвлечь внимание от
детали речи деталей

Исторический аспект изучения заикания

Проблема заикания занимает умы уже не одного поколения людей. Различное понимание его сущности обусловлено уровнем развития науки и позиций, с которых авторы подходили и подходят к изучению этого расстройства.

Первоначально расстройство речи типа заикания называли баттаризмом, по имени царя Батта, страдающего этим недугом. Несколько позднее в трудах греческих врачей и философов встречается термин «balbuties», что в переводе на русский язык означает «заикание».

В древние времена в заикании преимущественно усматривали болезнь, связанную с накоплением влажности в головном мозге (Гиппократ) или неправильным соотнесением частей артикуляционного аппарата (Аристотель). Плутарх подробно описал метод самолечения Демосфена. Заказав себе, зеркало в полный рост Демосфен внимательно изучал недостатки своей речи и поведения. Это позволило ему наметить целую систему различных речевых упражнений. В них он предусматривал не только регулярную тренировку правильности своей речи, но и воспитание у себя определенных черт личности. Демосфен, наряду с гимнастическими приемами лечения, большое значение придавал психологическому воздействию на личность заикающегося. Это свидетельствует о глубоком понимании сущности заикания уже в древнюю эпоху[3].



Возможность нарушений в центральном или периферическом отделах речевого аппарата признавали Гален, Цельс, Авиценна. На рубеже 17-18 веков заикание пытались объяснить как следствие несовершенства периферического аппарата речи: наличие отверстия в твердом нёбе (Санторини); углубление в нижней челюсти, в которое прячется кончик языка при движении (Вутцер); неправильное соотношение между длинной языка и полостью рта (Эрве-де-Шегуан), слишком плотным прикреплением языка к короткой уздечки. Другие исследователи связывали с нарушениями в функционировании речевых органов: судорожное закрытие голосовой щели (Арнот, Шультесс); чрезмерно быстрый выдох (Беккерель); спазматическое сокращение мышц, удерживающих язык в полости рта (Итар, Ли, Диффенбах); несогласованность процессов мышления и речи (Блюме); несовершенство воли человека, воздействующей на силу мышц речедвигательного механизма (Меркель).

В конце 19 века начале 20 веков утверждается мнение, что заикание - это сложное психофизическое расстройство. В России большинство ученых рассматривали заикание как функциональное расстройство в сфере речи, судорожный невроз (И.А. Сикорский, 1889; И. К. Хмелевский, 1897; Э. Андрес, 1894; и другие). По мнению И.А.Сикорского в основе возникновения заикания лежат нарушения физиологического характера, а психологические недостатки носят вторичный характер.



Он рассматривал заикание как особую форму невроза: результат раздражительной слабости двигательного центра речи, ведущий к нарушению согласованности речевых движений и судорогам речевых мышц.

Другие исследователи указывали, что первичным являются психологические особенности, а физиологические проявляются при заикании ( Хр. Лагузен, 1838; Г.Д. Неткачев, 1909, 1913), как психоз (Гр. Каменка, 1900).

Неткачев Г.Д. рассматривал заикание как самостоятельный психоневроз, при котором имеет место судорожное функциональное расстройство речи, связанное с навязчивыми душевными состояниями.

В этот же период времени к рассмотрению механизмов заикания стали подходить с психологической точки зрения. Возникли психологические теории механизма заикания (Абелева И.Ю., Ангушев Г.И., Неткачев Г.Д., Флоренская Ю.А., Хавин А.Б., Шкловский В.М. и др.) По их мнению, специфической основой заикания является то психическое состояние, на основе которого у говорящих лиц возникает сознание расстройства их речи.

Психологический подход в понимании заикания реализует в своих исследованиях Г.А.Волкова. Автор определяет заикание как своеобразное и сложное расстройство речи, обусловленное дизонтогенезом психических функций и дисгармоничным расстройством личности [5].

К 30-м годам и в последующие 50-60 годы 20 века механизм заикания стали рассматривать, опираясь на учение И.П.

Павлова, о высшей нервной деятельности человека и, в частности, о механизме невроза.

В работах ряда исследователей показано, что заикание обусловлено нарушением корково-подкоркового взаимодействия, в результате чего нарушается темп, плавность, модуляция речи, появляются судорожные спазмы в мышцах органов, участвующих в речи. Одни исследователи рассматривали заикание как симптом невроза (Ю.А. Флоренская, Ю.А. Поворинский и др.), другие - как особую его форму (В.А. Гиляровский, М.Е. Хватцев, И.П. Тяпугин, М.С. Лебединский, С.С. Ляпидевский, Н.И Жинкин, В.С. К;очергина и др.) Но в обоих случаях эти сложные и многообразные механизмы развития заикания идентичны механизмам развития неврозов вообще. Заикание, как и прочие неврозы, возникает вследствие различных причин, вызывающих перенапряжение процессов возбуждения и торможения и образования патологического условного рефлек­са. Заикание - это не симптом и не синдром, а заболевание центральной нервной системы в целом (В. С. Кочергина, 1962). В возникновении заикания первостепенную роль играют нарушенные взаимоотношения нервных процессов (перенап­ряжение их силы и подвижности) в коре головного мозга. Не­рвный срыв в деятельности коры больших полушарий может быть обусловлен, с одной стороны, состоянием нервной систе­мы, ее готовностью к отклонениям от нормы. С другой стороны, нервный срыв может быть обусловлен неблагоприятными экзогенными факторами, на значение которых в генезе заика­ния указывал еще В. А. Гиляровский. Отражением нервного срыва является расстройство особо уязвимой и ранимой у ре­бенка области высшей нервной деятельности - речи, что про­является в нарушении координации речевых движений с яв­лениями аритмии и судорожности. Нарушение корковой деятельности является первичным и приводит к извращению индукционных отношений между корой и подкоркой и нару­шению тех условнорефлекторных механизмов, которые регу­лируют деятельность подкорковых образований.

В силу создав­шихся условий, при которых нормальная регуляция коры нарушается, имеют место отрицательные сдвиги в деятельнос­ти стриопаллидарной системы. Ее роль в механизме заикания достаточно важна, поскольку в норме эта система ответственна за темп и ритм дыхания, тонус артикуляторных мышц. Заика­ние возникает не при органических изменениях стриопаллидума, а при динамических отклонениях его функций. Эти взгля­ды отражают понимание механизма невротического заикания как своеобразного нарушения корково-подкорковых отноше­ний (М. Зееман, Н. И. Жинкин, С. С. Ляпидевский, Р. Лухзингер и Г. Арнольд, Э. Рихтер и мн. др.).

У детей раннего возраста, по мнению некоторых авторов, механизм заикания целесообразно объяснять с позиций реактивного невроза и невроза развития (В. Н. Мясищев, 1960). Реактивный невроз развития понимается как острое наруше­ние высшей нервной деятельности. При неврозе развития об­разование патологических стереотипов происходит постепен­но, в неблагоприятных условиях среды - перераздражения, подавления, изнеживания. Заикание развития возникает в раннем возрасте на фоне задержанного «физиологического косноязычия» при переходе к сложным формам речи, к речи фразами. Иногда оно является результатом речевого недоразвития разного генеза (Р. М. Боскис, Р. Н. Левина, Е.Пишон и Б. Мезони). Так, Р. М. Боскис называет заикание заболеванием, в «основе которого лежат речевые затруднения, связанные с оформлением более или менее сложных высказываний, требующих для своего выражения фразы. Рече­вые затруднения могут вызываться задержками развития речи, переходом на другой язык, случаями патологического разви­тия личности с недоразвитием эмоционально-волевой сферы, необходимостью выразить сложную мысль[5].


4639552226681909.html
4639657514215401.html
    PR.RU™