Имитирует поведение взрослых с вещами

Усвойте привычку говорить ребенку о том, что вы делаете. Давайте ему возмож­ность тоже попробовать это делать.

Например, если вы подметаете, покажите ребенку кучу мусора и как вы ее убираете. Дайте ребенку маленькую щетку, чтобы он мог вам помогать — заметать мусор на совок.

Дайте ребенку тряпку и вместе с ним вытирайте пыль, положив свои руки на его.

Если вы используете молоток для починки чего-то, дайте и ребенку игрушечный молоточек и дощечку.

Понаблюдайте за игрой ребенка: будет ли он в своей игре имитировать домашние дела? Если ребенок этого не делает или делает, но очень редко, покажите ребенку что-то из этих дел, привлеките его к совместной работе.

Ребенку еще понадобятся игрушечные копии обычных домашних вещей для игры с куклой в домашнюю жизнь.

Пьет из чашки

Для того чтобы приступить к обучению этому умению, надо, чтобы ребенок уже умел пить из чашки, которую держите вы. Возьмите пластмассовую чашку без ручки или стакан, достаточно узкий для того, чтобы ребенок мог легко обхватить его руками.

Наполните чашку на четверть любимым напитком вашего малыша. Сначала зани­майтесь в то время, когда, по-вашему мнению, ребенок может испытывать жажду,


а вы не очень заняты. Когда вы оба привыкнете к этой новой программе, можно будет заниматься с ребенком в любое время, когда бы он ни захотел пить.

Усадите ребенка на стул такой высоты, которая обеспечивала бы ему во время питья надлежащий комфорт. Высоту обычного стула можно увеличить, например, за счет толстых телефонных справочников. Заметим, что напиток сам по себе должен стать достаточным вознаграждением, разумеется, наряду с похвалой.

На протяжении всего урока стойте позади ребенка. Обхватите его руками чашку, а сверху поместите свои руки. Проделайте один за другим следующие шаги.

1. Поднесите чашку к его рту.

2. Наклоните чашку и позвольте ребенку сделать глоток.

3. Поставьте чашку на стол.

4. Уберите свои и его руки. Скажите: «Молодец! Ты пьешь из чашки!» Повторяйте эти шаги до тех пор, пока ребенок не выпьет все содержимое чашки. Следите за тем, чтобы ваша помощь не была чрезмерной и чтобы ребенок тоже

принимал участие в работе.

5. Направьте руки ребенка к чашке в тот момент, когда чашка вот-вот должна будет оказаться на столе. Убедитесь, что малыш научился крепко держать чашку в руках.

6. В этот момент уберите свои руки и позвольте ему самому завершить процесс, поставив чашку на стол. Это станет его первым шагом на пути к овладению умением пить самостоятельно.



7. В следующий раз уберите свои руки после того, как вы наклоните чашку и ребенок сделает глоток.

8. В следующий раз уберите свои руки после того, как поднесете чашку ко рту ребенка.

Главное — убедиться, что предыдущая задача освоена вашим малышом полностью. Продолжайте все меньше и меньше помогать ему, пока он не научится выполнять все действия самостоятельно.

Ест ложкой

Возьмите пластмассовую мисочку. Для того чтобы она не скользила по столу, под нее можно подложить влажное бумажное полотенце. Бывают также миски с «приса­сывающимся» донышком.

На завтрак, обед и ужин подавайте ребенку блюда, которые легко есть ложкой. Это может быть картофельное или яблочное пюре, каша, овощи, тушеное мясо.

Усадите ребенка за стол на стул такой высоты, которая обеспечивала бы ему во время еды надлежащий комфорт. Высоту обычного стула можно увеличить, напри­мер, с помощью толстых телефонных справочников. Встаньте за спиной ребенка, поместите ложку в его руку, а другую его руку положите сбоку от миски. На протяжении всего времени приема пищи держите его руки своими.

1. Наполните ложку зачерпывающим движением справа налево (если ваш малыш левша, зачерпывайте пищу слева направо).

2. Поднесите ложку к его рту и дайте ему съесть содержимое. Скажите: «Хорошо! Ты ешь ложкой!»

3. Опустите ложку в миску и дайте ребенку время проглотить пищу.

4. После того как он съест четыре или пять ложек, положите ложку на стол и сделайте небольшой перерыв.

5. Повторяйте все пункты этой части программы до тех пор, пока ребенок не кончит есть. Так кормите ребенка до тех пор, пока не почувствуете, что ребенок усвоил всю последовательность действий во время еды ложкой.



6. Положив свою руку на руку ребенка, доведите ложку до его рта. Отпустите его руку. Позвольте ему съесть содержимое ложки и вынуть ложку изо рта. Снова


положите свою руку на его и возвратите ложку в миску. Скажите: «Молодец! Ты ешь ложкой!»

7. Уберите свою руку в тот момент, когда ложка будет примерно на середине пути ко рту. Пусть ребенок сам донесет ее до рта, съест содержимое и пронесет полпути назад, к миске. Затем снова положите свою руку на руку ребенка и помогите ему возвратить ложку в миску. Скажите: «Молодец! Ты ешь ложкой!»

8. Отпустите его руку, как только поможете ему набрать пищу в ложку. Дайте ему самому донести ложку до рта, съесть ее содержимое и возвратить ложку в миску. Снова положите свою руку на его и вместе с ним наберите пищу в ложку. Скажите: «Молодец! Ты ешь ложкой!»

Теперь ваш ребенок усвоил все действия, кроме одного, необходимого, чтобы зачерпнуть ложкой еду. Этот шаг самый трудный. Когда вы сочтете нужным меньше помогать ему на данном этапе, вам нужно будет не убирать свою руку, а продолжать держать руку ребенка, но все менее крепко, до тех пор пока он не научится зачерпы­вать еду сам с почти незаметной вашей помощью. После этого направляйте уже не его кисть, а сначала запястье, потом локоть, и то лишь при необходимости. В конце концов совсем отпустите его руку, и он все будет делать сам.

Играет с водой (подготовительные навыки для мытья рук)

До того как по-настоящему начать учить ребенка мыть руки, стоит научить его играть с водой (если вы не делали этого раньше).

Возьмите тазик, налейте в него воду на глазах ребенка, дайте ему потрогать воду руками. Затем скажите ребенку, что в воде хорошо плавают рыбки и уточки. Покажи­те рыбок и уточек, предложите ребенку самому опустить их в воду.

Затем проведите игру «Ловись, рыбка!». Возьмите сачок (внешне напоминающий ситечко), покажите ребенку ловлю игрушек сачком, затем предложите ребенку сделать то же самое.

Следующая игра поможет ребенку привыкнуть к ощущению воды, льющейся ему на руки и пробе­гающей сквозь пальцы. Поместите несколько ма­леньких стаканчиков из-под йогурта в пластмассо­вый тазик, в который налито небольшое количество воды. Помогите ребенку наполнять эти емкости во­дой и выливать воду ему на руки. Пусть вода будет холодной, так как учиться мыть руки он будет холодной водой.

Опустите на дно тазика кусок мыла такого размера, чтобы он соответствовал величине рук ребенка. Помогите ему вынуть мыло из тазика и положить в стаканчик или в другую небольшую емкость. Это даст ему возможность попрактиковаться: он будет учиться брать, держать и выпускать из рук мокрое скользкое мыло.

Моет руки

Прежде чем приступить к мытью рук, ребенок должен учиться их вытирать.

Сделайте так, чтобы ребенку было удобно вытирать руки: возьмите большое поло­тенце, повесьте его, перекинув через перекладину, и, чтобы не упало, скрепите его части английской булавкой вблизи перекладины.

Убедитесь, что перекладина расположена достаточно низко для того, чтобы ребенок мог легко дотянуться до полотенца. Если малыш не дотягивается, приготовьте широ­кую табуретку, чтобы он мог на нее встать.

Похвалите, поощрите малыша.


2 Зак. № 776



Lt;t


\


Положив свои руки на руки ребенка, пройдите с ним следующие шаги.

1. Поместите одну руку ребенка на противоположную от вас часть полотенца (то есть на нижнюю часть).

2. Вытрите ладонь его руки.

3. Поверните кисть и вытрите тыльную часть ладони.

4. Уберите сухую руку ребенка за полотенце.

5. Вытрите ладонь другой руки.

6. Переверните ее и вытрите тыльную сторону кисти. Скажите: «Молодец! Ты вытер руки!» Поощрите его за сотрудничество.

По мере того как ребенок будет осваивать один шаг за другим, сокращайте размер оказываемой ему помощи. Убирайте свои руки каждый раз на шаг раньше того шага, который ребенок усвоил.

Занимайтесь до тех пор, пока он не научится самостоятельно выполнять все задание целиком.

После этого переходите к обучению мытья рук.

Подходящим для занятий будет обычное время умывания. Для того чтобы ребенок мог дотянуться до раковины, вам может понадобиться широкая низкая табуретка.

Отрежьте от целого куска мыла часть, которая будет соответствовать размеру его ладони, так как иначе малышу будет трудно удержать мыло.

Для того чтобы мыло не падало на пол, воспользуйтесь мыльницей, мокрой тряпкой или мокрым бумажным полотенцем.

Можно пометить кран яркой цветной липкой лентой.

Если вы пользуетесь одним краном и для холодной, и для горячей воды, то сначала отрегулируйте температуру воды.

Держите наготове поощрение.

Встаньте позади ребенка и, взяв своими руками его руки, проделайте вместе с ним следующие шаги.

1. Включите холодную воду.

2. Подставьте обе руки ребенка под воду и скажите: «Вымой руки!»

3. Помогите ему взять мыло одной или двумя руками в зависимости от того, как ему удобнее.

4. Потрите мыло между его ладонями. Лучше всего это может быть сделано, если сначала попросить его одной рукой держать мыло, а другую потереть о него. Потом руки можно поменять.

5. Снова положите мыло на раковину. j

6. Потрите тыльную сторону одной ладони ребенка о другую, мыльную ладонь. J

7. То же самое сделайте с тыльной стороной другой ладони. |

8. Подставьте под воду обе руки и начните споласкивать их, потирая одну о другую, | пока не смоется вся пена. \

Скажите малышу: «Молодец! Ты вымыл руки! Теперь давай закроем кран». Помо- I
гите ему выключить воду. j

Когда ребенок научится мыть руки с вашей помощью, начните шаг за шагом учить его делать это самостоятельно.

Умывает лицо

Поставьте ребенка перед зеркалом, чтобы он видел, что делает. Отражение в зеркале !
удержит внимание малыша, и ему будет интереснее учиться выполнять этот новый для
него навык. Чтобы он мог дотянуться до раковины, подставьте при необходимости {
табуретку. \

Сначала лучше это делать после еды — чтобы малышу была яснее цель умывания. Мыло нельзя использовать до тех пор, пока ребенок не научится пользоваться фла-


нелькой для умывания. Намочите фланельку, сложите ее и оберните вокруг руки ребенка, сделав из нее нечто вроде рукавицы. Награду держите наготове.

Первая часть программы Встаньте позади ребенка. Возьмите своей рукой его руку и пройдите вместе с ним все перечисленные ниже шаги, сопровождая каждый шаг словесным указанием.

1. Потрите фланелькой одну его щеку. Скажите: «Умой щеку!»

2. Потрите подбородок. Скажите: «Умой подбородок!»

3. Потрите другую щеку. Скажите: «Умой щеку!»

4. Потрите верхнюю губу и рот. Скажите: «Умой рот!»

5. Потрите нос. Скажите: «Умой нос!»

6. Потрите лоб. Скажите: «Умой лоб!»

Скажите: «Молодец! Ты умыл лицо!» — и вручите ему награду.

Вторая часть программы

После того как ребенок научится умывать лицо с вашей помощью, начните его шаг за шагом обучать делать это самостоятельно.

1. Взяв своей рукой руку ребенка, пройдите с ним вместе шаги 1-5 первой части
программы. Затем уберите свои руки и скажите: «Умой лоб!»

Укажите на его лоб своим пальцем. Если нужно, направьте его руку.

2. Уберите свою руку после окончания шага 4. Скажите: «Умой нос!» — и покажите
на его нос своим пальцем. При необходимости направьте его руку. Когда он вымоет
нос, укажите на его лоб и скажите: «Умой лоб!», а по окончании скажите: «Молодец!
Ты вымыл лицо!» — и вручите приз.

3. Продолжайте занятия, убирая свою руку на шаг раньше каждый раз, когда
ребенок овладевает очередным шагом, и делайте так до тех пор, пока ребенок не
научится умывать все лицо самостоятельно.

С этого момента показывайте только пальцем на соответствующую часть его лица.

4. Постепенно переставайте помогать — все меньше и меньше показывайте пальцем,
но пока еще давайте словесные указания. Когда он будет в состоянии умываться лишь
с помощью словесных указаний, постепенно (по одному) убирайте и их, пока ребенок
не научится умываться без какой бы то ни было помощи с вашей стороны.

Снимает штаны

Начните с коротких штанишек или трусов на резинке. Их снимать легче всего.

Сначала учите ребенка снимать штанишки, когда он разут. Так будет легче.

Если его штанишки застегиваются на пуговицы, кнопки или «молнию», расстегни­те их сами.

Пусть ребенок сначала будет стоять, так как спускать штаны легче стоя, чем сидя. Затем обучайте его снимать штаны сидя, на чем бы он ни захотел сидеть — на полу, кровати или стуле.

Работайте над каждым из перечисленных ниже шагов, помогая ребенку все меньше и меньше, до тех пор пока он успешно не справится без вашей помощи, затем переходите к следующему шагу. Держите наготове награду.

Ваши действия для дальнейшего развития ребенка.

1. Когда ребенок стоит, спустите его штаны до лодыжек. Попросите его сесть и снимите одну штанину. Скажите: «Сними штанишки!» Поместите его руки на штанину и, положив свои руки на его, помогите стянуть ее со второй ноги и дать штаны вам. Затем скажите: «Молодец! Ты снял штаны!»

Примечание: при каждом последующем снимании нужно начинать с одной и той же ноги.


2. Когда ребенок стоит, спустите его штаны до лодыжек, а затем попросите его сесть. Скажите: «Сними штанишки!» Поместите его руки на штанину и помогите стянуть ее с одной ноги. Побудите его снять штаны со второй ноги и дать их вам. Скажите: «Молодец! Ты снял штаны!» Вручите ему награду.

3. Когда ребенок стоит, спустите его штаны до колен и поместите его руки с двух сторон на пояс штанишек большими пальцами внутрь. Скажите: «Сними штанишки!», затем положите свои руки на его и помогите спустить штаны до лодыжек. Побудите его сесть. Теперь он сам может снять штанишки и дать их вам. Скажите: «Молодец! Ты снял штанишки!» Вручите награду.

4. После того как ребенок научится самостоятельно снимать штанишки, когда они спущены до колен, начните помогать ему снимать их от середины бедер, затем от бедер и, наконец, от талии.

5. Помогайте все меньше и меньше, пока ребенок не научится самостоятельно
спускать штанишки вниз и снимать их при условии, что вы предварительно расстеги­
ваете их.

Чистит зубы

Возьмите мягкую детскую зубную щетку. Если щетка окажется слишком жесткой, подержите ее под горячей водой, и она станет мягче. Сначала паста не нужна. Учите ребенка пользоваться щеткой без пасты. Помогать малышу удобнее, стоя у него за спиной. Щетка должна двигаться в направлении роста зубов: вниз, когда чистятся верхние зубы, и вверх, когда чистятся нижние. Награду держите наготове.

1. Скажите: «Покажи свои зубки! Посмотри, как я показываю!» Улыбнитесь, не разжимая зубов. Потом скажите: «Отлично, я вижу твои зубы».

2. Поместите зубную щетку на внешнюю сторону зубов ребенка. Начните чистить их, двигая щетку вверх-вниз. Скажите: «Чистим вверх-вниз!»

3. Выньте щетку изо рта ребенка и разверните его кисть так, чтобы теперь щетка была обращена к правой стороне его рта. Поместите щетку на зубы и начните чистить правую сторону, двигая щетку вверх-вниз.

Проделайте шаги с 1-го по 3-й, помогая ребенку удерживать щетку.

1. На протяжении 4-5 уроков делайте шаги с первого по третий, держа своей рукой кисть ребенка.

2. На протяжении 4-5 уроков делайте шаги с первого по третий, держа своей рукой предплечье ребенка.

3. На протяжении 4-5 уроков делайте шаги с первого по третий, держа своей рукой локоть ребенка.

4. Уберите свою руку, давайте только словесные указания.


Ребенок третьего года жизни — это существо, постоянно рвущееся к самостоятель­ности, но практически во всем зависящее от взрослого. Без посторонней помощи ребенок еще не способен справляться со многими бытовыми проблемами (самостоятельно раздеться ребенок умеет, а самостоятельно одеться — еще нет; ест самостоятельно ложкой, но вас совсем не устраивает, как он это делает: еда везде — на одежде ребенка, на столе, на полу, котлета прыгает из тарелки; ну а с туалетом — вообще большая проблема...).

Возможности низки, навыки недостаточно сформированы.

В этот период часто возникают конфликты между детьми и взрослыми, их воспи­тывающими.

Что же нужно сделать, чтобы избежать проблем в период «я сам»?

Предоставить как можно больше свободы ребенку, обучив его быть свободным от вас. Научить его всем навыкам самостоятельности:

— аккуратно есть самому;

— пользоваться вилкой и ножом;

— одеваться и застегивать различные виды застежек;

— пользоваться туалетом и приводить себя в порядок после него. Особенностью развития ребенка третьего года жизни является стремление делать

то, что делают окружающие его взрослые (ребенок постоянно подражает действиям окружающих его людей).

Вспомните стремление ребенка поиграть на кухне кастрюлями и крышками, когда случайно оставленный папой молоток оказывается в руках ребенка, и тот начинает «забивать им гвозди» в тех местах, которые святы для родителей.

Приводим данные исследований диагностики нервно-психического развития детей от 2 до 3 лет.

Таблица формирования навыков

Возраст Название навыка Методика выявления
2 года — 2 года 6 месяцев 1. Частично надевает одежду (ботинки, шапку, носки) Полностью раздевается, но еще не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки 2. Ест аккуратно Ребенку предлагается самостоя­тельно надеть ботинки, шапку, носки (ребенок может самостоя­тельно надеть вышеуказанные предметы)
2 года 6 месяцев — 3 года 1. Полностью одевается, но еще не может застегивать пуговицы и завязывать шнурки сам, толь­ ко с небольшой помощью взрос­ лого 2. Пользуется салфеткой по ме­ ре необходимости, без напомина­ ния Ситуация естественная (во вре­мя одевания на прогулку или по­сле сна). Ребенку предлагается са­мостоятельно надеть ботинки, шапку, носки

Показатели развития самообслуживания по данным «Руководства по раннему обучению» (Портредж, США) ребенка третьего года жизни

Умение самостоятельно есть

1. Пьет сок через соломинку.

2. Пользуется вилкой, чтобы наколоть кусочек пищи. Умение самостоятельно одеваться

3. Надевает носки.

4. Обувает ботинки.

5. Надевает штанишки.

6. Снимает футболку или блузку.

7. Расстегивает застежку «молнию». Навыки опрятности

8. Показывает жестом, что он хочет в туалет.

9. Просится в туалет, выражая свое желание словами.

10. В туалете сам спускает штанишки.

11. Под руководством взрослого ходит в туалет.

Умение самостоятельно умываться и приводить себя в порядок

12. Моет руки и ноги, сидя в ванной.

13. С помощью взрослого чистит зубы зубной щеткой.

14. С помощью взрослого моет и вытирает руки.

Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии

«Маленькие ступеньки» (Институт общегуманитарных исследований. Москва, 2001.

Рекомендовано Министерством образования РФ)

Умение самостоятельно есть и пить

1. Пьет из чашки через соломинку.

2. Пользуется вилкой, чтобы наколоть кусочек пищи. Умение самостоятельно одеваться

3. Надевает носки.

4. Обувает ботинки.

5. Надевает штанишки.

!, Снимает футболку или блузу. L Расстегивает застежку «молнию». Навыки опрятности

8. Показывает жестами, что хочет в туалет.

9. Просится в туалет, выражая свое желание словами.

10. В туалете сам спускает штанишки.

11. Под руководством взрослого ходит в туалет.

Умение самостоятельно умываться и приводить себя в порядок

12. Моет руки и ноги.

Одной из особенностей детей третьего года жизни является легкое образование стереотипов действий. Для ребенка очень сложно переучиться, поэтому мы берем за основу обучение последовательным действиям, предлагаем карты алгоритмов, мнемо-карты для формирования навыков самообслуживания.

Для ребенка представляет трудность освоение «внутреннего алгоритма» — как это сделать? Наши карты помогут вам и вашему ребенку выполнять действия в определен­ной последовательности постоянно. Очень хорошо, если взрослый проговаривает вы­полняемые ребенком действия.

Помните о том, что привитие культурно-гигиенических навыков жизненно необхо­димо для полноценного развития ребенка!


4736731940275545.html
4736791856171191.html
    PR.RU™