О страхе [бывающем от] Духа: что это такое, и как оно возникает в удостоившихся.

61. Но пусть он постыдится написавшего немного выше в третьей из богословских Сотниц, что эти энергии присущи Сыну по природе и говорящего: «тот страх чист [1011], который всегда состоит без скорби о прегрешениях, и не прекратится никогда, потому что неким образом он сущностно внедрен Богом в тварь, делая явной Его природную досточтимость превосходства над всяким цар{стр. 233}ством и силой» [1012]. Ибо этот страх есть тот, о котором говорит и Псалмопевец: «Страх Господень чист пребывает в век века» [1013]. Вот что, стало быть, есть дух страха: природная досточтимость Бога, само то, что Он страшен. Как же природная досточтимость Бога будет творением? Этот страх был и у Сына Божия.

62. А кто говорит, что страх не присущ Богу, разве что и божество боится, тот не позволит, чтобы и Христу он был присущ, и представляет пророка солгавшим. Ибо кого боялся Христос, на Котором, по пророчеству, почил дух страха [1014]? И однако, согласно сыну Громову Иоанну, совершенна любы вон изгоняет страх, яко страх муку имать; бояйся же не совершися в любви [1015]. Так что уверяющий, что тварен почивший на Господе дух страха, — и тем более вопреки тому, что [подобает] бояться Стяжавшего сей дух, — сверхсовершенного Богочеловека и Отцу равночестного очевидно мыслит несовершенным и [даже] более несовершенным, чем богоносные человеки. Так что правильно мы вместе с другими энергиями Духа почитаем и дух страха нетварным, хотя бы это и вызывало неудовольствие у Акиндина. Ибо и свойством быть страшным Бог не обладает тварным образом, и, несмотря на это, не страшится, как пустословит Акиндин.

63. Пророк же Исаия в перечислении этих духов указывая и на божественность этого страха и пророчески посрамляя тех, кто, подобно Акиндину, из–за него низводит Духа Святого до уровня твари, в отношении других дарований Духа удовольствовался словом о почивании их на Том, о Ком пророчество, а страх включил в число с прибавлением, сказав: «исполнит Его дух страха Божия» [1016]. Дух наполнивший Цвет, в котором поживе исполнение божества [1017], — творение? Что за нечестие! Пророк же вместе с этим прибавлением показал имеющим ум и что такое есть этот дух Божий. Ибо, сказав: «исполнит Его, то есть Господа, дух страха Божия», прибавил: «не по славе судити имать, ниже по глаголанию обличит» [1018]. Разве это не то в высшей степени страшное, что показал тогда Христос, когда, зная сердца тех, с кем Он встречался, сказал славным в то время фарисеям: «и вы что помышляете в сердцах ваших» [1019]?

{стр. 234}

64. Итак, этот страх духовный тех, кто совершеннее был наделен дарами Духа, делает, подавая им и силу прозрения, страшными для всех, ибо благодаря им тайная сердца приходящих, как говорит Павел, явлена бывают, и тако, падше ниц, покланятся Богови, возвещая, яко воистинну Бог с ними есть [1020]. А в тех, кто нисколько к этому не способен, но почувствовал страшную досточтимость Духа, производит подготовительный страх (??????????? ????), отвращающий от того, чтобы согрешать против Бога, и таким образом сообщает им дарование незыблемости, когда они станут более пригодны к приятию [этого дара] в силу познания и соответствующего познанию старания. Поэтому великий Василий, перечисляя энергии, которые присно имеет Дух Святой, назвал дух страха незыблемостью божественного Духа [1021]. Как же будет тварной присносущная энергия Духа, причастием Которой и нам, насколько можем вместить, придается незыблемость?



65. О семи этих энергиях Духа и пророк Захария сказал: «седмь сия очеса Господня суть, призирающая на всю землю» [1022]. А богословнейший из Господних учеников и особенно Им возлюбленный, когда пишет в «Откровении»: «Благодать вам и мир от Бога и от седми духов, иже пред престолом Божьим суть, и от Христа» [1023], разве не представляет всем верным наглядно, что сии суть Дух Святой?

ГЛАВА 17


4357160408850377.html
4357221474083413.html
    PR.RU™