Пьеса А. Н. Островского «Гроза». Новаторский характер произведения, жанровое и стилевое своеобразие. Методика изучения драматического произведения в школе.

Пьеса А. Н. Островского «Гроза», написа в 1859 году. Жанровая специфика «Грозы» непосредственно связана со своеобразием конфликта в этом произведении.

Сам Островский определил «Грозу» как драму. Как известно, в основе драмы лежит конфликт между отдельной личностью и окружающей средой. В «Грозе» это социально-бытовой конфликт – между самодурами и их жертвами: Диким и Кулигиным, Диким и Борисом, Кабанихой и Тихоном, Кабанихой и Варварой. Центральное место занимает конфликт между Катериной и Кабанихой.. Героиня вступает в борьбу с теми, кто ее личность подавляет, выражает протест против домашнего деспотизма.

своеобразие драматического конфликта - проявляется сфере семьи, вырастает из общей атмосферы семейного деспотизма.

В «Грозе» мы находим также элементы комедии, и это не случайно. Дело в том, что при создании своего нового произведения драматург опирался на собственную комедийную традицию: интерес Островского к бытописанию, к созданию ярких комедийных характеров наблюдается на всех этапах его творческого пути.

Черты бытовой комедии проявляются в «Грозе» прежде всего в сатирическом изображении царства самодуров. Кроме того, с произведениями комедийного жанра эту пьесу Островского сближают обширная экспозиция, содержащая широкую картину нравов, постоянный социально-бытовой «фон», на котором происходит всё основное действие произведения.

Главное же жанровое определение «Грозы» заключается в том, что это трагедия.

Как известно, в основе трагедии лежит поединок героя с судьбой. Источник трагедии – вина героя перед Богом. Чувство трагической вины – важнейшая движущая сила поступков главного героя трагедии. Поединок героя с судьбой завершается его гибелью, которая вызывает у зрителя чувство духовного очищения – катарсис.

Все названные черты трагедии присутствуют в «Грозе». Катерина, полюбив Бориса, оказывается в ситуации противостояния Богу, Его заповедям. По этой причине в душе главной героини нарастает внутренний конфликт, имеющий трагическую природу. Это конфликт можно определить как противоречие между вольнолюбием Катерины (которое выразилось в ее страсти к Борису) и ее искренней верой. Полюбив Бориса, Катерина бросает вызов Богу, Его нравственным законам, и тем самым обрекает себя на страдания и ужасную смерть без покаяния.

Недаром героиня сознает греховность своей страсти. Чувство вины постоянно преследует молодую женщину. Оно усиливается под впечатлением от раскатов грома, созерцания фрески с изображением Страшного Суда, пророческих слов сумасшедшей барыни. Не выдержав схватки с судьбой, героиня погибает, причем самоубийство Катерины оказывается новым и последним вызовом Богу, поскольку героиня совершает самый тяжкий грех.

Созерцание гибели Катерины вызывает у некоторых зрителей чувство духовного очищения, что напоминает нам о «катарсисе». Добролюбов, например, увидел в трагическом финале пьесы нечто «освежающее и ободряющее».


4352822184762515.html
4352881880582781.html
    PR.RU™