Крещение Иисуса Христа. Прослеживая историю крещения, нельзя пройти мимо события, занимающего особенное место в Божьем плане спасения человечества

Прослеживая историю крещения, нельзя пройти мимо события, занимающего особенное место в Божьем плане спасения человечества, – крещения Господа Иисуса Христа. Об этом событии упоминается во всех четырёх Евангелиях, но наиболее обстоятельным является рассказ Матфея, который написал следующее:

«Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну – креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И крестившись Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение» (Матф.3:13-17).

До этого события Иоанн не был знаком с Иисусом, как он сам впоследствии свидетельствовал об этом: «Я не знал Его» (Иоан.1:31). Чем же тогда можно объяснить его необычное поведение? Очевидно, Иоанн из каких-то слов или действий Иисуса понял, что Он не нуждается в исповедании грехов по причине их полного отсутствия. Это откровение произвело на Иоанна двоякое действие: во-первых, он осознал превосходство Иисуса и почувствовал себя недостойным крестить его, а во-вторых, он не мог понять, для чего безгрешный Иисус хочет принять крещение покаяния. Эти помышления достаточно ясно отразились в его вопросе, с помощью которого он пытается выяснить, как ему следует поступить в этой уникальной ситуации.

Правда, некоторые светские критики объясняют действия Иоанна по-другому, и во избежание сомнений по этому поводу стоит рассмотреть хотя бы одно из их толкований. Например, писатель К. Еськов в своём «Евангелии от Афрания» говорит, что ему сцена встречи Иоанна с Иисусом видится следующим образом: «К авторитетнейшему пророку, повергающему в трепет фарисеев и саддукеев и наставляющему огромные толпы народа, является некий никому не известный молодой человек. Он заявляет, что, поскольку безгрешен, ему необходимо одно лишь крещение. Иоанн, пришедший в полное изумление от такого – с его точки зрения – нахальства, с деланным смирением разводит руками: «Так ты, парень, наверное, не по адресу. Ведь в таком разе не тебе от меня, а мне от тебя надо креститься!» Зрители в восторге: вот это срезал так срезал!»

Однако данное объяснение при всей своей живости страдает тем смертельным пороком, что не в состоянии ответить на вопрос, почему Иоанн всё же крестил Иисуса, вместо того чтобы отослать Его ни с чем. Ведь Иисус не отказался от Своих притязаний, и Его слова «оставь, так надлежит» вряд ли могли убедить Иоанна изменить свою позицию. Поэтому нет никаких оснований думать, будто Иоанн сначала посчитал Иисуса самоуверенным юнцом (кстати, между ними было всего полгода разницы). Беда всех неверующих скептиков в том, что они не способны понять, какое влияние оказывает на людей общение с совершенным человеком, а тем более с воплощённым Богом. Иоанн же испытал это на себе, и все его колебания исчезли, когда он услышал кроткие и твёрдые слова Иисуса, полные достоинства и силы. Даже независимо от того, насколько Иоанн понял смысл этих слов, одно он осознал полностью: Иисус в совершенстве знает, что делает, и делает это правильно. Поэтому он крестил Иисуса и, как впоследствии оказалось, тем самым до конца исполнил предназначенное ему Богом служение.



Для чего же всё-таки крестился Иисус? На этот вопрос толкователи отвечают по-разному. Одни говорят, что крещение Иисуса было необходимо для того, чтобы явить Его Израилю как Мессию, другие – чтобы Бог помазал Его Святым Духом, третьи считают, что этот акт был посвящением Иисуса на мессианское служение. Однако всё это не объясняет, почему Иисусу понадобилось именно крещение, ведь для достижения этих целей можно было найти и другой способ – хотя бы тот, который предложил Иоанн Креститель, то есть чтобы Иисус крестил самого Иоанна. Истинная же цель крещения Иисуса открывается в Его ответе Иоанну: «Ибо так надлежит нам исполнить всякую правду (праведность)». Многие понимают эти слова в том смысле, что Иисус, как и все люди, должен был исполнять все Божьи заповеди и повеления, поэтому Он и принял крещение. Но такое объяснение ошибочно, так как требование креститься имеет условный характер и обращено лишь к грешникам, нуждающимся в покаянии и прощении грехов. Возлагать же на безгрешного Иисуса обязанность креститься так же нелепо, как и заставлять человека заплатить за вещь, которой он не похищал. Поэтому Иисус крестился вовсе не потому, что это должен был сделать всякий человек. И если вникнуть в Его высказывание немного глубже, то не так трудно убедиться, что слово «нам» относится не ко всему человечеству, а лишь к Иисусу с Иоанном, слово «исполнить» имеет смысл «довести до полноты», а слово «всякую» («пасан») означает не «разную», а «всю» (как «всю истину» в Мар.5:33 или «весь долг» в Матф.18:32). И тогда становится понятным истинное значение Его ответа Иоанну, а именно: таким образом (путём крещения Иисуса Иоанном) им надлежало достичь полного удовлетворения Божьей праведности.



Но и этот вывод также нуждается в дальнейшем разъяснении, и понять его можно следующим образом. Бог в Своей праведности должен был осудить всех грешников, поэтому для их оправдания Иисусу надлежало принять на Себя возмездие за их грехи – смерть (Рим.6:23). А перед выполнением этой миссии Ему было необходимо принять крещение, вот только опять вопрос – зачем?

Некоторые толкователи говорят, что Иисус крестился для отождествления Себя с грешным человечеством (или же с Божьим народом), чтобы получить право взять на Себя грехи людей, а Свою праведность передать им. Но это объяснение несостоятельно, ведь Иисус и без крещения принадлежал как к человечеству (через рождение от женщины), так и к избранному народу (через происхождение от Авраама и обрезание). Если посредством крещения Он и отождествил Себя с какой-то группой людей, то лишь с теми, которые тоже приняли крещение (в том числе и в будущем). Но ведь Он искупил не только их, но и всех ветхозаветных праведников. А они крещения не принимали, и потому совершенно непонятно, каким образом крещение могло отождествить Иисуса с ними.

Поэтому крещение Иисуса, скорее всего, имело другое значение, более простое и понятное. По всей видимости, оно явилось заявлением Иисуса о том, что Он готов стать ответчиком перед Божьим судом вместо грешников и понести заслуженное ими наказание. Лишь после этого добровольного заявления Иисуса Бог мог возложить на Него грехи человечества и принять Его искупительную смерть за людей. Правда, кто-то может возразить, что таким заявлением могла бы стать и простая молитва к Богу. В принципе это так, однако Богу было угодно отвести эту роль акту крещения, который имел то преимущество, что совершался публично на виду у множества народа и позволял попутно достичь ещё одной важной цели – явить Израилю Мессию.

Итак, мы осветили цель крещения Иисуса, однако по-прежнему остаётся открытым вопрос, какой смысл заключался в нём. Ведь всё то, что составляло значение Иоаннова крещения: принятие ученичества, переход к новой вере, свидетельство покаяния, очищение (прощение) грехов, смерть для прежнего неугодного Богу образа жизни, присоединение к обществу наследующих спасение Божьих избранников, – было для безгрешного Иисуса излишним и ненужным. Поэтому Его крещение имело смысл лишь в том случае, если этот акт заключал в себе ещё какое-то значение, подходящее как для Иисуса, так и для грешников. И по-видимому, единственное такое общее значение мы можем найти лишь в символической стороне Иоаннова крещения, если предположим, что оно отображает собой принятие смерти как наказания за грех.

В этом случае всё становится на свои места. Раскаявшийся грешник актом крещения как бы признаёт себя виновным перед Богом и достойным смерти за свои грехи и просит Бога о милости, которую и получает в виде позволения принять смерть лишь символически, чтобы отныне жить новой, праведной жизнью. Не имеющий же греха Иисус, наоборот, символическим погружением в водную могилу показал, что согласен принять настоящую смерть во искупление грехов всего человечества.

Если смотреть на крещение Иисуса с этой точки зрения, то становятся более понятными и слова Иоанна Крестителя о Нём: «вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира» (Иоан.1:29). Откуда Иоанн узнал об этом? При взгляде на крещение лишь как на очищение от грехов для вхождения в Царство Небесное он не мог бы сам прийти к такому умозаключению. Поэтому многие толкователи считают, что Иоанн получил от Бога особое откровение об этом. Но если символика крещения включала в себя наказание, то в дополнительном откровении не было нужды. Когда Иоанн осознал безгрешность Иисуса и увидел Его принимающим крещение, то ему нетрудно было понять, что Иисус выражает готовность понести наказание за чужие грехи. Поэтому Иоанн и начал говорить об Иисусе как об Агнце, которому Бог предназначил стать жертвой за грех мира.

Крещение Иисуса было уникальным ещё и потому, что сопровождалось двумя чудесными знамениями: на Него видимым образом сошёл Дух Святой и голос Божий сказал: «Ты Сын Мой возлюбленный» (Мар.1:11). Конечно, Иисус и до крещения являлся Сыном Божьим и имел Святого Духа, так как был рождён от Него (Матф.1:20, Лук.1:35). Однако после крещения присутствие Святого Духа в жизни Иисуса стало особенным, о чём впоследствии говорил и апостол Пётр, благовествуя язычникам: «Вы знаете происходившее по всей Иудее, начиная от Галилеи, после крещения, проповеданного Иоанном: как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета» (Деян.10:37-38). То есть при крещении Иисус получил помазание Святого Духа и фактически лишь тогда стал Мессией, что по-еврейски означает «помазанник», а на греческий переводится как «Христос» (Иоан.1:41). Это могло послужить предзнаменованием и для будущих учеников Христа, равно как и то, что после крещения Иисуса Бог объявил Его Своим Сыном. Эти события наводят вдумчивых людей на мысль: а не должно ли происходить нечто подобное и при крещении уверовавших в Иисуса Христа? Не в результате ли крещения верующие должны получать дар Святого Духа и усыновление, то есть становиться детьми Божьими? Ответ на этот вопрос мы найдём при рассмотрении христианского крещения, к которому мы наконец-то и переходим.



4351863120375024.html
4351893006356890.html
    PR.RU™